Были государственные, а стали частные? Пока на фронте защитники ценой жизней останавливают российское нашествие, в сфере недропользования происходит настоящий «Ренессанс» для дельцов эпохи Януковича. В столице структуры «мостостроя» Продивуса продолжают незаконную перевалку песка в промышленных масштабах, а сам эксрегионал, похоже, образовал «синдикат» с пивоваренным магнатом Шапраном, который при содействии Госгеонадра перебрал в руки контроль над миллиардными активами подсанкционного «Юниграна».

Журналисты исследовали масштабные коррупционные схемы, связанные с бывшим владельцем "Мостостроя" Владимиром Продивусом и эксдепутатом из Броваров Сергеем Шапраном, из-за которых на фоне войны государственный бюджет недосчитывается многомиллионных поступлений. Эти кейсы проливают свет на более широкую картину злоупотреблений в сфере добычи ископаемых, где заметную роль играет Дмитрий Кащук, которого медиа называют теневым куратором Госгеонадра.

Мы также разобрались, каким образом и благодаря кому в конце третьего года полномасштабной войны фактически монополистами на рынке недропользования Киевщины и Житомирщины становятся откровенно пророссийские персонажи.

Не по закону, а по понятиям: традиционно заметным игроком на этом рынке был «Мостобуд» Продивуса.

Владимир Продивус, бывший боксер и депутат-регионал, снискал скандальную славу как близкий знакомый семьи Виктора Медведчука, известного своими пророссийскими взглядами, и как соратник российских спортивных функционеров, связанных с путинским «Газпромом».

В СМИ неоднократно упоминали о его возможном тюремном опыте в конце 80-х – начале 90-х годов, а также о его связях с криминальными структурами, которые в то время формировались в Украине. В частности, имя Продивуса фигурировало в силовых конфликтах, связанных с рейдерством, нелегальным янтарным бизнесом и стрельбой в Ровенской области.

Хотя в 2010 году Продивус официально позиционировал себя как бизнесмен, занимающийся строительством мостов по всей Украине, по информации источников, его основные доходы поступали именно из «теневых» схем с ископаемыми. Одним из ярких примеров является участок площадью 17 гектаров на Выдубичах Киева, арендованный его компанией "Мостобуд". Несмотря на то, что фирма должна бюджету колоссальные суммы и земля должна была быть возвращена общине, ее годами пытались удержать в частных руках под видом строительства моста.

Осенью этого года журналисты-расследователи зафиксировали возобновление сомнительной деятельности по перевалке песка, сопровождающейся многочисленными нарушениями закона, в Голосеевском районе Киева. На участке на ул. Промышленная, долгое время находившаяся в аренде компании «Мостобуд», несмотря на решение Верховного суда о возвращении этой земли общине, дельцы продолжали складировать ископаемые.

При этом техника, используемая для этих работ, регулярно избегала ареста, а после изъятия странным образом оказалась уже на другой «мостобудовской» точке – по ул. Баренбойма, а также на бывшей территории подсанкционной группы компаний «Юнигран», контроль над которой получил новый вероятный партнер Продивуса – Сергей Шапран.

Что известно о незаконных точках перевалки?

Заметим, аренда земли на обоих участках была официально прекращена, но это не помешало выходцам из «Мостостроя», которые продолжили использовать ее для своих нужд.

Несмотря на наличие двух уголовных производств, ситуация не фактически не меняется. Так, полиция Киева инициировала дела по перевалке песка как на воде (ЕРДР 1202400160000026), так и на суше (ЕРДР 12024100010003125). Однако правоохранители вовремя не наложили арест на технику, а орудия преступления не признаны вещественными доказательствами. Такое промедление, а также ненадлежащее наблюдение со стороны окружных прокуратур (в частности, Голосеевской и Подольской) лишь усиливают чувство безнаказанности среди участников этой схемы. Учитывая связи между Сергеем Шапраном и бывшим главным прокурором Киева, ситуация выглядит как сознательная саботировка.

Все это позволяет недобросовестным «предпринимателям» вести свою деятельность без существенных препятствий, реализуя ископаемые на «черном рынке», и приводит к значительным потерям для государства в нескольких аспектах:

  • во-первых, бюджет фактически теряются доходы от арендных платежей и сборов, которые могли быть получены, если бы деятельность велась законно;

  • во-вторых, неконтролируемая добыча наносит непоправимый вред экосистеме. Извлечение больших объемов ископаемых из русла реки или окрестных земель может приводить к изменениям в гидрологическом балансе, оползням и даже к угрозе затоплений.

Что связывает "Мостострой" Продивуса и структуры Шапрана?

В начале войны, по информации инсайдерских источников, Владимир Продивус покинул Украину. Однако в этом году он вернулся и по времени его камбэк совпал с возобновлением незаконных работ на Выдубичах. При этом, по всей вероятности, эксрегионал обзавелся новым влиятельным бизнес-партнером.

Журналисты зафиксировали , как серый Range Rover, который они отслеживали от здания Мостостроя, припарковался возле бизнес-центра Гранд на улице Васильковской. После этого Продивус в сопровождении двух мужчин вошел в офисное здание.

Расследователи предполагают, что эксрегионал посетил офис компании «Денмарк», которую возглавляет Сергей Шапран и которая расположена в бизнес-центре как юридически, так и физически. компаньоном. Дополнительные доказательства этого – изменение его телефонного номера в мессенджере. WhatsApp с зарубежного на украинский, зарегистрированный в сети "Киевстар".

Кроме того, во время наблюдения за офисом "Мостостроя" журналисты заметили роскошный автомобиль Mercedes G-Class («Гелик»). Проинформированные источники утверждают, что этот автомобиль принадлежит человеку, близкому к киевскому мэру, который может контролировать часть нелегальных операций в столице. Параллельно в информационном пространстве появились новости о том, что пивоваренный эксдепутат и владелец алюминиевого завода Сергей Шапран стал новым броским игроком на рынке добычи ископаемых.

Кроме того, именно Сергею Шапрану принадлежит ООО «Випек», на площадке которого должна была храниться изъятая на Промышленной техника, и откуда она странным образом «материализовалась» по ул. Баренбойма и бывшем участке «Юниграна».

Кстати, о «Юнигране» и Шапране.

Контроль, полученный над активами этой подсанкционной империи, позволил Шапрану стать помтным теневым игроком в сфере недр. Эту «оборудку» не так давно до мельчайших подробностей раскрыли расследователи проекта «Схемы» от Радио Свобода. Напомним, некоторые ключевые детали.

Речь идет о многочисленных ресурсах холдинга «Юнигран», который занимался добычей полезных ископаемых в Житомирской области и изготовлением тротуарной плитки. В его активы входили производственные объекты, техника, сотни железнодорожных вагонов и гектары земли. Как установили журналисты, новым владельцем этих активов стал бизнесмен из Броваров Сергей Шапран, имеющий связи с экспрокурором Киева, а ныне главой Одесской области Олегом Кипером.

В 2022 году деятельность «Юниграна» привлекла внимание стражей порядка, из-за чего его активы были арестованы, а в 2023 году СНБО ввел санкции против владельца холдинга, гражданина РФ Игоря Наумца. Однако вместо национализации активов они перешли в частную собственность. Это стало возможным из-за того, что судья Печерского суда Киева Сергей Вовк, нарушив юрисдикцию, снял арест, а прокурор отозвал свою апелляцию. Дополнительно, украинское законодательство не предусматривает строгих санкций за ухудшение подобных ограничений.

Сам Наумец в комментарии журналистам «Схем» признал, что Сергей Шапран обещал помочь урегулировать его бизнес-проблемы в обмен на 50% активов, но в конце концов забрал весь бизнес. Шапран заявил, что все его действия были легальными.

https://www.youtube.com/watch?v=3xQ26yrQ4IE

Расследование выявило, что Шапран вместе с менеджером компаний Наумца Владимиром Соцковым создали три новые фирмы - "Юни Сервис", "Юни Люкс" и "Юни Стоун Плент", которые через посреднические компании "Мартен Локс" и "Энкрос" по заниженным приобрели активы. Юниграну».

В целом, по данным YouControl, на сегодняшний день Шапран контролирует более 20 компаний, деятельность которых варьируется от деревообработки до финансирования. Эти фирмы, только по приблизительным оценкам, зарабатывают более 1 млн. долларов ежемесячно. Сам Шапран, по данным наших инсайдерских источников, после выхода громких журналистских расследований скрывается за границей.

Важную роль в этой схеме сыграла и такая структура, как Госгеонадра.

Среди других подсанкционных активов, на которые нацелился Шапран – спецразрешения на добычу гранита Житомирской области. Решение о блокировании передачи этих активов, принятое судом в конце октября и начале ноября, должно было остановить незаконную передачу таких месторождений, как Коростенское и Малинское в частные руки. Однако дальнейшие действия Госгеонадра свидетельствуют о пренебрежении судебными запретами.

7 и 14 ноября Госгеонадра подала апелляционные жалобы с требованием отменить определение первой инстанции. Тем временем активы фактически оказались в распоряжении компаний, контролируемых Сергеем Шапраном и его давним партнером Владимиром Осиповым. Именно они связывают с конечным получателем разрешений – ООО «Новел Пром».

Еще 5 ноября Хозяйственный суд Киева запретил Государственной службе геологии и недр менять владельцев спецразрешений, выданных АО «Малинский камнедробильный завод». Однако 14 ноября, в нарушение этого постановления, Госгеонадра согласовала передачу спецразрешений компаниям Шапрана. Приказ №532 об этом подписал и. председателя службы Сергей Дехтяренко, занявший должность после увольнения Романа Опимаха 8 ноября.

Интересно, что весь процесс, обычно занимающий несколько недель, был завершен за один день и, как утверждают информированные источники, при непосредственном участии Опимаха. Это вызывает подозрения в его личной заинтересованности в выведении подсанкционного актива из государственной юрисдикции.

По данным издания «Обозреватель», идеологом этой схемы, вероятно, стал еще один «серый кардинал» Госшеонадра – Дмитрий Кащук.

Дмитрий Кащук, который в 2014 году был назначен главой Государственной службы геологии и недр Украины по квоте партии «Свобода», вскоре оказался в центре коррупционного скандала. Уже через год после назначения, в апреле 2015 года, Служба безопасности Украины заявила о его причастности к масштабным финансовым махинациям, нанесшим значительный ущерб государственному предприятию «Янтарь Украины».

В августе 2014 года, когда Украина вела тяжелые бои на Донбассе, Кащук вместе с соратниками заключил серию соглашений с частными компаниями на разработку янтарных месторождений от имени «Янтаря Украины». Эти соглашения оказались финансово невыгодными для государственного предприятия, что привело к его банкротству. В результате государство потеряло своего основного игрока на рынке янтаря, а незаконная добыча начала набирать обороты.

Так называемые «янтарные республики», появившиеся в 2015 году в Полесье, стали прямым следствием этого банкротства. Из-за уничтожения государственной структуры, которая должна контролировать добычу, янтарные месторождения остались без надзора. Те, кто причастен к банкротству предприятия, ушли от ответственности.

Впоследствии в СМИ появилась информация о других злоупотреблениях со стороны Кащука. К примеру, он якобы продал служебную информацию об Олеговском месторождении лабрадорита в Житомирской области за 27 тысяч гривен. Информацию подготовила компания «Укргранресурс», которая выполняла исследования по заказу Госгеонедр. Используя свое служебное положение, Кащук нашел покупателей на эти данные и получил таким образом дополнительный доход.

Кроме того, под его руководством ведомство начало раздавать лицензии на разработку полезных ископаемых бизнес-структурам по сомнительным схемам. Так, участки в Полтавской и Сумской областях выставлялись на аукционы со стартовой ценой 6 млн. грн. Но торги неожиданно отменялись, а впоследствии разрешения на те же участки снова выставлялись на продажу, но уже по вдвое более низкой цене.

Одним из победителей таких аукционов стала компания Kitpred, владельцами которой являются китайские граждане Цзин Линь и Дэн Сяо. Последнего связывают с бывшим премьер-министром Николаем Азаровым, находившимся у власти во времена Януковича.

Кто вероятны покровители Кащука?

С появлением Дмитрия Кащука во главе Госкомнедр появилась масса вновь созданных компаний, которые заинтересовались вопросами геологии и геодезии. службы помощником у областного губернатора. Госгеонедра тянутся еще дальше – к львовскому бизнесмену Игорю Кривецкому, известному как главный спонсор политика Олега Тягнибока и партии «Свобода».

Политическая сила в свое время оказала огромное влияние как раз в западных областях Украины и стремилась «продвинуть» своих людей на восток во властные структуры. Как утверждают журналисты, своим попаданием в руководство Госгеонедр Дмитрий Кащук как раз обязан Игорю Кривецкому ─ «кошельку» «Свободы» и ее главному кадровику. В криминальных кругах Запада Украины он больше известен по прозвищу «Пупс».

После того, как им заинтересовалась СБУ, Кащук ушел с должности, но сохранил влияние в ведомстве через Супрун, а позже – и через Опимаха. Фактически все кадровые назначения и важные решения в Госгеонадра реализовывались Опимахом по личному согласованию с Кащуком.

По инсайдерской информации, о приобретении спецразрешений у Госгеонадра Сергей Шапран договаривался непосредственно из-за связи Кащук-Опимах.

А недавно Кащук встречался с Шапраном во Львове – по данным источников, именно во львовском «Edem Resort» с орбиты Кривецкого броварский «магнат» скрывается от прессы после выхода резонансного расследования «Схем».

История с постепенной «аннексией» рынка недропользования прорусскими структурами Продивуса и Шапрана порождает ряд острых вопросов.

Речь идет о системной политике покрытия и содействии сомнительным операциям с государственными недрами на властном уровне, в частности, в руководстве Госгеонадра. Кроме того, возникает вопрос: почему профильные правоохранительные органы достаточно вяло реагируют на очевидные нарушения и дают дельцам продолжать проводить незаконные операции? Но с чьей подачи многомиллионные теневые доходы оседают в частных карманах, оставляя бюджет воюющей страны без причитающихся доходов?

Владимир Продивус и Сергей Шапран только верхушка айсберга в масштабной проблеме злоупотребления государственными ресурсами. Их беспрепятственная деятельность ярко иллюстрирует не только недостатки в работе правоохранительной системы, но и глубоко укоренившуюся коррупцию в Украине, особенно в сфере недропользования. Эффективное противодействие таким схемам требует фундаментальных изменений в системе управления государственными активами и более активной работы правоохранительных органов по делам, имеющим общественный резонанс.