Украина уже который год переживает нелегкие времена. Люди уезжают со страны в поисках лучшей доли за границу
Как сказал поэт – нет пророка в своем отечестве. Гиппократ в свое время жаловался на подобную участь врачей, он с горечью отмечал, что «врачу легче помочь исцелиться чужому (вообще на чужбине), чем в своем родном городе».
Добрый день Максим Олегович. Мы знаем друг друга очень давно скажите - Так чей Петр Ильич Чайковский?
- Конечно наш. Я говорю это со всей ответственностью. Петр Ильич Чайковский имеет украинские корни. Вы знаете, что прадед композитора по отцовской линии, Фёдор Афанасьевич Чайка (1695—1767), происходил от православных шляхтичей Кременчугского уезда и был потомком известного в Украине казачьего рода Чаек.
С 24-летнего возраста Петр Ильич почти ежегодно по несколько месяцев жил в Украине, где написал более 30 произведений, среди которых — оперы «Кузнец Вакула» («Черевички»), «Мазепа», балет «Лебединое озеро», песня-романс «Садок вишневий коло хати», дуэт «На вгороді коло броду» на слова Т. Шевченко. Вообще, он использовал в своих произведениях много украинских народных песен. От чего все это, как не от родовой генетической памяти, украинских корней.
Теперь я хочу спросить у Вас - Так чей Петр Ильич Чайковский? Конечно наш! От того, что Великий Фредерик Шопен жил и творил в Париже он считается чьим композитором? Польским! Понимаете - музыка - это состояние души. А душа у Петра Ильича, как мы слышим из его произведений, поёт украинские песни.
- Убедили. Максим Олегович Вы являетесь сыном выдающегося деятеля украинской культуры, одного из фундаторов мировой хоровой школы, ректора Киевской Консерватории- Олега Семёновича Тимошенко Как вы решились стать ректором, да ещё в такое непростое время?
- Да, это было непростое решение. Когда-то я дал слово своему отцу Олегу Семёновичу Тимошенко, что я сделаю все от меня возможное, чтобы возродить славные традиции Киевской консерватории. В официальной истории отсчёт Киевской консерватории идет от 1913 года. Но на самом деле история Киевской консерватории начинается с 1863 года – дня основания Киевского отделение при Русском музыкальном обществе, собственно от сего и берет начало профессиональное музыкальное образование Украины.
Впоследствии училище переименовано в 1913 году в Киевскую консерваторию, кстати инициатором и попечителем Киевской консерватории был Великий Сергей Васильевич Рахманинов, а до этого сам Петр Ильич Чайковский, услышав и оценив высокий профессиональный уровень студентов Киевского музыкального училища, настаивал на переименовании училища в консерваторию.
Киевская консерватория является одним из самых старейших музыкальных вузов на Руси, Киевская консерватория — это мировой бренд. Так было есть и будет. Представителей Киевской музыкальной культуры знают во всем мире. Владимир Горовиц, Богодар Которович, Евгений Савчук, Мирослав Скорик, Евгений Станкович....
Кстати, великий пианист Святослав Рихтер кстати уроженец города Житомира ученик Генриха Нейгауза. История Киевской консерватории – это огромный, бездонный пласт не только украинской, но и мировой культуры. Вы, наверное, не знаете, что в 1995 году благодаря усилиям моего отца Олега Семёновича Тимошенко Киевская консерватория была переименована в Национальную музыкальную академию. Дело в том, что в Европе, как и в мире консерватория считается средним учебным заведением. Поэтому моим отцом были приложены неимоверные усилия.
Мой отец отдал консерватории 50 лет своей жизни из отмеренных ему 78. Как Вы думаете смог бы я поступить по-другому? В 2012 году была торжественно открыта мемориальная доска в честь Олега Семёновича Тимошенко. Это единственная мемориальная доска,которая размещена на фасаде нашей Академии. Да Киевская консерватория – является мировым брендом. Оплата за учебу одна из самых высоких в Украине. Приезжают учиться студенты со всего мира из Китая. Европы. Нужно соответствовать и создавать условия соответствующие.
- Максим Олегович, а в чем была проблема?
- Я перед интервью пообщался со студентами, инкогнито. Так вот, Ваш рейтинг зашкаливает со знаком «+». Вас любит коллектив, я бы сказал – от уборщицы до проректоров. Я говорю искренне.
- Спасибо Сергей мне это приятно слышать, но это работа рутинная, ежедневная. Прошло всего два года, как я стал ректором. Мы провели ремонт крыши, поменяли окна, обновляем инструментарий. Сегодня в классах + 22! Мы в начале пути и люди это чувствуют. Я знаю каждого сотрудника и студента в лицо. Стараюсь по возможности вникать и решать проблемы каждого. Этому меня учил мой отец. Он говорил - каждый сотрудник, начиная от ректора и заканчивая вахтером это важнейшая часть организма, а если я – ректор, то моего организма – то есть часть меня! Я это запомнил на всю жизнь. Иногда себя спрашиваю - хотел бы я учиться в сегодняшней академии? Конечно да!
- Максим Олегович, во времена руководства Вашего отца было чуть проще? Государство гораздо больше обращало внимание на культуру. Я помню, как Олег Семенович вел программу на Национальном телевидении «Солнечные кларнеты», которая выходила в primetime, выступали самодеятельные коллективы со всей Украины, и авторитетная комиссия оценивала их выступление. Многим давали путевку в жизнь на профессиональную сцену.
Мой отец, не смотря на свой ректорский статус руководил народной хоровой капеллой при Юго-Западной железной дороги. Этот славный коллектив не раз становился лауреатом всесоюзных и международных конкурсов. Сегодня ситуация другая, но жизнь продолжается.
- Максим Олегович вы же помните те времена, когда не принято было приставать к звёздам за автографом. Но я помню, как смотрели на того же Анатолия Соловьяненко, Дмитрия Гнатюка, Анатолия Авдиевского, Евгению Мирошниченко, Павла Муравского. Сегодня об этих людях многие не знают и о них не вспоминают. А ведь это настоящие звёзды, так сказать эпоха возрождения украинской культуры?
- Сергей я понимаю, о чем Вы говорите. Почти все из этих знаковых людей эпохи бывали в нашем доме, со многими наша семья дружила. Например, великий Мстислав Растропович, который по приглашению моего отца некоторое время преподавал у нас в консерватории, часто после концертов в филармонии был у нас в гостях.
- Максим Олегович вам с одной стороны повезло родиться в такой семье, а с другой стороны это огромная ответственность? Ответственность, которую на Вас возлагает коллектив и многие деятели культуры, помнящие Вашего отца и его ученики тем, кому он дал дорогу в жизнь. Среди его учеников герой Украины Евгений Савчук, Павел Ковалик, Андрей Козачок, Людмили Шумская,Юлия Пучко,Иннесса Шилова,Виктор Петриченко и многие другие.
- Ответственность — это ещё и стимул. Вы же сами только, что вспоминали поистине великих сынов Украины. Так кому же как не нам возрождать память и поддерживать, и нести пламя украинской культуры.
Я чесно выиграл два тура выборов. Хотя, некоторые из моих оппонентов пытались вести нечестную борьбу за «кресло ректора» - правда и справедливость победила. Впервые в истории выборов ректора Вуза были проведены дебаты, а весь процесс выборов демонстрировался в онлайн формате. Я благодарен коллективу и студентам за оказанное мне доверие. Я обещал коллективу, чтобы не происходило в стране, я буду искать финансы не только у государства, но и привлекать средства из других источников. Взаимодействовать и коммуницировать с миром. К примеру – мы знаем, что творится сегодня в мире из-за коронавируса. Мы не уволили и не отправили в неоплачиваемые отпуска коллектив оперной студии, которая напрямую зависит от концертов. Тем не менее мы с оптимизмом смотрим в будущее.
- А как без этого в современном мире. Мы архивируем и оцифровываем музыкальный фонд, ноты. Мы не только возрождаем, но и сохраняем историю для будущих поколений. Сегодня мы увековечиваем память о выдающихся личностях, мастерах, педагогах, которые преподавали в консерватории. На классах, где они творили, мы ставим мемориальные доски. Ведь это не просто история — это культурное богатство нации.
- Как вы видите связь поколений?
- После того как я приступил к своим обязанностям ректора, я возвратил в консерваторию величайшего певца современности Анатолия Кочергу и сделал его своим советником. Так как, человек с такой великой биографией и таким талантом, не должен находиться вне процесса украинской культуры. Это – преступление! Всемирно известный дирижёр Кирил Карабиц, сын выдающегося украинского композитора Ивана Карабица, тоже является одним из моих советников. Вот это и есть связь поколений. Я за традиции. Вы же сами говорили, что каждый преподаватель академии уникален. Это, как дорогое вино, которое от количества лет только становится лучше. Я возвратил в академию выдающегося дирижёра симфониста Владимира Шейко. Понимаете, такими профессионалами не разбрасываются. Их единицы в мире. Они на вес золота. Как я могу забыть своих учителей Людмилу Прудникову, Анатолия Гудько, Элеонору Виноградову,Владимира Мысько, которые воспитали сотни лауреатов международных конкурсов.
Однозначно трудно сказать – с протекающей крышей симфония Густава Маллера будет звучать фальшиво. Ректор творческого вуза также должен быть и эффективным менеджером. Поэтому я, как руководитель большой,дружной и творческой лаборатории, обязан во всем помогать и во все вникать, в проблемы каждого студента и члена коллектива.
- Максим Олегович банальный вопрос поделитесь, что удалось сделать и что планируете?
Ваш вопрос звучит как Ода радости из девятой симфонии Бетховена - всегда актуальный. Я буду сдержан в своих оценках по поводу своей работы, но скажу, что мы развиваемся. Во-первых, продолжаем развивать международные связи. Проводим мастер классы с известными на весь мир исполнителями,к примеру – с Великим тенором Пласидо Доминго, Витторио Григоло. Нашими почетными профессорами являются Пласидо Доминго, Риккардо Мути, Джек Ма.
Больше того, мы подписали соглашение с КНР о создании под Пекином совместного вуза – Международной академии музыки и искусств им. П. И. Чайковского. От правительства Китая была получена лицензия на проведение образовательной деятельности. При чем китайская сторона настояла, чтобы было построено здание такое же как наше в Киеве! Осуществлять проект в реальность будет французский архитектор. Под этот проект выделено 18Га земли в пригороде Пекина.
Так же наш ВУЗ подписал договора об обмене опытом и сотрудничестве с рядом учебных заведений в Европе. В общем работа идёт. Я конечно открыт ко всему новому, но я и за традиции.
Расскажу одну историю – в 2012 году был концерт в Киевской филармонии посвященный 80-тилетию моего отца. На концерте присутствовал мер Женевы (Швейцария. – авт.) Пьер Мюллер. В финале концерта, сводный хор Думка и хор Веревки в составе 250 человек исполнил «Реве та стогне». Зал, затаив дыхание слушал стоя! После концерта ко мне подошёл Пьер Мюллер и выразил свое искреннее восхищение таким профессиональным исполнением.
Мой отец показал мне своим примером, что нельзя быть равнодушным тем более, когда тебе доверяют люди.
- Максим Олегович накануне 2021 года хочу от себя пожелать, чтобы Вы как ректор НАМУ им П.И. Чайковского словно капитан космического корабля достигли всех высот и вывели на новые орбиты Украинскую культуру. С Новым годом!
- И Вам спасибо! Уверен, что наше интервью не последнее! Мы в самом начале пути!