Робот или человек? Военные учения с участием дронов заставляют думать о том, могут ли машины превзойти человека-оператора в сложных сценариях.
Военный обозреватель Фокуса Игаль Левин перевел статью об изменениях, которые технологии искусственного интеллекта (ИИ) принесут в военное дело уже в очень скором будущем.
В августе прошлого года несколько дюжин военных дронов и сухопутных роботов поднялись в небо и двинулись по дорогам в 40 милях к югу от Сиэтла. Их заданием было найти "террористов", которые прятались среди зданий.
В операции задействовали так много роботов, что ни один оператор не сумел бы постоянно и пристально за ними следить. так что дронам было дано указание найти и уничтожить вражеских комбатантов… когда они сами сочтут это необходимым.
Стаи дронов и человек в системе
Миссия, описанная выше, была всего лишь учением, организованным Агентством перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США — исследовательским подразделением Пентагона. А роботы не были вооружены ничем более смертоносным, чем радиопередатчики, предназначенные для имитации взаимодействия как с дружественными, так и с вражескими роботами.
Однако эта миссия была только частью из серии учений, проведенных прошлым летом, чтобы проверить: как искусственный интеллект помогает расширить диапазон использования автономных систем в военных операциях, в том числе в сценариях, которые человека слишком сложны и слишком быстро меняются. Или когда просто нет времени на то, чтобы раздумывать над критическими решениями.
ти демонстрации также отражали изменения в представлениях Пентагона об автономном оружии, поскольку становится все более понятно, что машины могут превзойти людей при анализе сложных ситуаций или работе на высоких скоростях.
Генерал Джон Мюррей из Командования будущего армии США, выступая месяц назад в Военной академии США, отметил, что ситуации, в которых задействован рой роботов — это повод для военных планировщиков, политиков и общества в целом задуматься о том, должен ли человек принимать каждое решение об использовании этой смертоносной силы в новых автономных системах. Мюррей спросил: "Возможно ли принять 100 индивидуальных уникальных решений? Точно ли вообще необходимо, чтобы в этой системе был человек?"